Школьные годы в Евпатории
      Истории в судьбах
      Сильные духом. Евпаторийцы
      Известные люди в Евпатории
      Почетные граждане Евпатории
      История национального вопроса

Борис Саадьевич Ельяшевич

Борис Саадьевич ЕльяшевичБорис Саадьевич Ельяшевич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич) (13(26) марта 1881 г.,г. Поневеж, Литва - 9 января 1971 г., Евпатория) - караимский газзан в Евпаторийской кенаса (1920—1929 г.г.), хранитель библиотеки «Карай-Битиклиги», всю жизнь посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.

Борис Саадьевич Ельяшевич 18 лет был караимским учителем, 16 лет газзаном, 5 лет исполнял обязанности гахама, 8 лет - хранителем библиотеки-музея «Карай-Битиклиги». Первый организатор и руководитель караимского хора мальчиков. Этим хором Борис Саадьевич проводил в последний путь в 1911 году Третьего Таврического и Одесского гахама Самуила Моисеевича Пампулова, и в 1912 году своего любимого учителя, выдающегося караимского ученого, и просветителя И.И. Казаса.

Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(26) марта 1881 года в г. Поневеж, в Литве. В 1892 г. семья Ельяшевичей переехала в Москву. Караимскую и русскую грамоту он усвоил от своего отца - Саадья Семеновича, так как школу посещать не пришлось. От своего отца - Саадьи Семеновича Ельяшевича - унаследовал необычайный патриотизм и страстную любовь к родной культуре. Поскольку семья бедствовала, московское караимское общество за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открывалось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ.

После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уезжает в Москву, где проходит воинскую службу в армии. За несколько месяцев до окончания службы, Ельяшевич направил письмо инспектору АКДУ (Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории)— Илье Ильичу Казасу, с которым поделился своим желанием работать учителем в Евпатории. В своем ответном письме И.И. Казас пообещал всяческую поддержку Ельяшевичу в трудоустройстве.

В должности караимского учителя Ельяшевич прослужил 18 лет.

В 1915 году караимским Гахамом был избран Серая Маркович Шапшал. По существовавшему в то время положению его заместителем являлся старший газзан Соборной кенаса Евапатории - Борис Саадьевич Ельяшевич.

Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ духовный хор, который славился стройным пением и прекрасными голосами.

Борис Саадьевич ЕльяшевичВ начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А.И. Катык и заведующий караимской библиотекой С.С. Ельяшевич. Советской властью было упраздено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б.С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет бесплатно нес охрану материально-культурного наследия караимского народа.

В 1928 году над библиотекой «Карай-Битиклиги» нависла угроза ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам.

Убедившись, что спасти, ее от расчленения невозможно, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обращатился к академику Коковцеву, а через него в Академию Наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, а другая часть духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этого ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.

После закрытия библиотеки-музея «Карай битиклиги» в 1929 году — последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел духовный сан, и считался лишенцем, и не имел право работать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.

В начале 1930 годов, Бориса Саадьевича вместе с отцом Саадья Семеновичем, который имел духовное звание «эрби», то есть имел право быть караимским учителем и газзаном, вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили написать в газету, и отказаться от духовного сана, на что он ответил отказом: «Это я сделать не могу, мой народ сочтет меня изменником», и остался по-прежнему лишенцем.

В марте 1946 году караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять должность газзана при кенаса (следует заметить, что закрытый советской властью караимский храм в Евпатории возобновил деятельность при оккупационном немецко-фашистском режиме в 1942 году; в военное время газзаном кенаса был Рафаил Яковлевич Кальфа). Борис Саадьевич дал свое согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич вновь единогласно избран и утвержден Совмином СССР на должность газзана.

Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил должность по причине старости и слабости здоровья. Менее чем через год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.

Прожив долгую, трудную и интересную жизнь, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нем не угасает, и ежегодно в начале января в кенаса Евпатории звучит поминальная молитва о «последнем печальнике караимов» — Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Ельяшевич с большим энтузиастом и ответственностью относился к исполнению своих обязанностей, будь это проведение богослужения в храме, создание караимской библиотеки-музея «Карай-Битиклиги», преподавание в караимской школе или Училище, участие в заседаниях Караимского Духовного Правления и издание его печатного органа, подготовка и проведение народных съездов, ведение документации и работа в архивах.

Он не только в совершенстве владел родным языком, но и прекрасно знал древнееврейский, арабский, турецкий и французский языки. Это позволяло ему свободно работать с любыми материалами и документами библиотеки-музея.

Живя при библиотеке, Ельяшевич все свободное время посвящал освоению и изучению книжного и рукописного фонда, а также предметов материальной культуры. Его глубокие знания не раз помогали ученым при работе с древними текстами на караимском языке, изучении фондов музея.

 

По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Саадьевич_Ельяшевич
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

19.01.17: Для регистрации заполните форму на соответствующей странице

17.01.17: В Евпатории создана Общественная организация "Историко-просветительское общество "Клио"

26.10.16: В Евпатории снова снимают кино! На этот раз Юрий Стоянов - "Неуловимые"

23.09.16: Завтра Федору Александровичу Бартеневу исполнилось бы СТО лет. Фотогалерея "Бартеневы"

В преддверии 100-летия со дня рождения Федора Александровича Бартенева продолжаем публикации из раздела ЕВПАТОРИЙСКИЕ ДИНАСТИИ. Его жизнь - МАТЕМАТИКА. - Книга моего учителя

В преддверии 100-летия со дня рождения Федора Александровича Бартенева продолжаем публикации из раздела ЕВПАТОРИЙСКИЕ ДИНАСТИИ. Интервью газете "Крымская правда", 30.11.1976 г.

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

Добавлена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова "Евпатория 2016. Память и забвение"

Хочу извиниться перед всеми, кто прислал свои материалы, и они еще не опубликованы. К сожалению, не успеваю выкладывать материалы сразу. По мере обработки, обязательно, все присланные материалы будут опубликованы.

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

29.05.08: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека
"История Царского села"
"Памятники и скульптуры"

 

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Борис Саадьевич Ельяшевич
При размещении материала, взятого с сайта "История Евпатории", активная гиперссылка на сайт обязательна
При использовании фотографий, взятых с сайта "История Евпатории", запрещено удаление водяных знаков с адресом сайта
История Евпатории от Керкинитиды через Гезлев к Евпатории. История в людях и судьбах. Почетные евпаторийцы. Рассказы очевидцев