История в камне и металле
      Памятники и скульптуры Евпатории
      Религиозные сооружения
      Транспорт Евпатории
      Евпатория и космос

Караимская кенаса

Портал караимской кенасаКрымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII – X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов – Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Мангуп-Кале, Бахчисарай.

В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов.

Вид на здание кенасы, куда попало ядро русской пушкиВ конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез из Крыма в Литву около 400 семей крымских караимов. В основном это были семьивоинов.Крымскиекараимы составилигвардию Витовта, охраняли его резиденцию в г. Тракае. Совместно с крымскими татарами принимали участие в Грюнвальдской битве. Впоследствии часть караимов переселилась в Польшу. И сегодня в Литве существует небольшая община караимов.

Стелла в честь посещения кенас императором Александром IДо присоединения Крыма к России духовным и административным центромкараимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Джуфт-Кале).Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военоначальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам.

Стелла в честь посещения кенас императором Александром I. Обратная сторонаВ Кырк-Ере находятся два наиболее древних храма караимов (кенасы).Там же распологались ханский монетный двор,которым заведовали караимы и, основанная ими в 1731 г. первая типография в Крыму. В Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением, были освобождены от многих налогов и податей.

Стелла в здании Малой кенасыПосле присоединения Крыма к Росии, когда край умиротворяется, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское првительство предоставило караимов все права русских граждан, а также ряд льгот.

Зал Большой кенасыПроявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала.

Вид на Виноградный дворик в кенасахПоиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др.

До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов.

Вид на дворик памяти павших караимов КрымаС 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установлениясоветской власти в городе действовали два храма, духовноеучилище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган. Государственная политика духовно-культурного геноцида привела к тому, что к 30-м годам XX века все караимские учреждения ликвидируются.

Вид на дворик ожидания в евпаториийских кенасахВ настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250.

Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенаса́ (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья инескольких внутреннихдвориков. Издавна являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории.

Память о Крымской войнеС 1837 года Евпатория и караимские кенасы в Евпатории – духовный центр караимов России.

Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на строительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.

Солнечные часы на территории кенас в дворике ожиданияВ разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение карамской кенаса состоялось 04.09.1999 г. Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения.

На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник" и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

15.05.17: Автобиографическая книга евпаторийца А.Б. Кушлю "Тот, кто рожден был у моря..." опубликована полностью!

03.05.17: Начинаем публикацию автобиографической книги евпаторийца А.Б. Кушлю "Тот, кто рожден был у моря..."

28.03.17: С 1 апреля вы можете приобрести новую книгу И.М. Слепкан "История семьи - история города"...

В Евпатории снимают кино... Несколько фото с реконструкторами

В предверии 73-й годовщины со дня гибели Героя Советского Союза Н.А. Токарева размещены уникальные кинокадры с процессии перезахоронения Героя

В Евпатории создана Общественная организация "Историко-просветительское общество "Клио". Для регистрации заполните форму на соответствующей странице

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

Хочу извиниться перед всеми, кто прислал свои материалы, и они еще не опубликованы. К сожалению, не успеваю выкладывать материалы сразу. По мере обработки, обязательно, все присланные материалы будут опубликованы.

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

29.05.08: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека
"История Царского села

 

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Караимская кенаса
При размещении материала, взятого с сайта "История Евпатории", активная гиперссылка на сайт обязательна
При использовании фотографий, взятых с сайта "История Евпатории", запрещено удаление водяных знаков с адресом сайта
История Евпатории от Керкинитиды через Гезлев к Евпатории. Исторические фотографии Евпатории. Фотографии современной Евпатории. Памятники Евпатории